Рубрики
Делимся опытом

Самодельное устройство защиты электродвигателя от неполнофазных режимов и перегрузки

В качестве типовых частей защиты электродвигателей в большинстве случаев используют электротепловые реле. Конструкторы обязаны завышать номинальный ток этих реле, чтоб не было срабатываний

Самодельное устройство защиты электродвигателя от неполнофазных режимов и перегрузкиВ качестве типовых частей защиты электродвигателей в большинстве случаев используют электротепловые реле. Конструкторы обязаны завышать номинальный ток этих реле, чтоб не было срабатываний при пуске. Надежность таковой защиты невелика, и большой процент движков выходит из строя в процессе использования.

Схема устройства защиты движков (см. набросок) от неполнофазных режимов и перегрузки отличается завышенной надежностью. Транзисторы VT1, VT2 вместе с присоединенными к ним эллементами образуют аналог динистора, напряжение включения которого (Uвкл) находится в зависимости от дела R6/R7. При обозначенных на схеме номиналах 30 В < Uвкл < 36 В в спектре температур -15 < t < 20° С.

Резисторы R1…R3 образуют векторный сумматор, на выходе которого напряжение равно 0, если питание мотора полнофазное. Трансформатор Т1 является датчиком тока одной фазы электродвигателя.

Выходы датчика тока и векторного сумматора присоединены к выпрямителю, выполненному на диодиках VD1…VD3. В обычном режиме напряжение на выходе выпрямителя определяется током в первичной обмотке Т1 и отношением витков wl/w2. При помощи резистора R4 это напряжение устанавливают ниже Uвкл VT1 и VT2.

Если произойдет обрыв фазы либо перегрузка мотора, то напряжение на выходе выпрямителя превзойдет Uвкл, транзисторы VT1, VT2 раскроются, и реле KV1 окажется под напряжением. Контакты KV1.1 порвут цепь блокировки магнитного пускателя, и движок выключится. Контакты KV1.2 заблокируют транзисторы VT1 и VT2, подготавливая схему к последующему циклу работы. Скорость срабатывания защиты находится в зависимости от емкости конденсатора СЗ. Продолжительность импульса включения реле KV1 находится в зависимости от сопротивления обмотки KV1 и емкости конденсатора СЗ. В неких границах скорость защиты можно поменять, подбирая номиналы С1, С2, R1 — R3.

Самодельное устройство защиты электродвигателя от неполнофазных режимов и перегрузки

Все детали, не считая R1…R3 и Т1, монтируют на печатной плате. После сборки платы нужно подключить вольтметр к СЗ и, подав на один из входов выпрямителя (С1 либо С2) переменное напряжение 20-24 В, инспектируют напряжение включения VT1 и VT2. По мере надобности нужно подобрать сопротивление резистора R6. Реле KV1 будет временами врубаться. Совсем налаживают схему на действующем движке. Поначалу нужно подобрать количество витков w1 в границах 1-10 витков (находится в зависимости от мощности мотора), чтоб в обычном режиме на цепочку R4, R5 поступало 22-24 В. Резистором R4 устанавливают порог срабатывания защиты по перегрузке. Если происходит срабатывание при пуске, то нужно прирастить емкость конденсатора СЗ, не меняя положения движка R4. После чего проверить работу схемы, имитируя непол-нофазный режим.

В качестве VD1…VD4 можно применить любые выпрямительные диоды с Uобр > 100 В и током более 30 мА. Транзисторы VT1, VT2 можно поменять на КТ361 либо КТ315. Реле KV1 на напряжение 24 В с контактами, пригодными для коммутации в цепях 220 В переменного тока.

В трансформаторе Т1 идеальнее всего применить легкоразборный ленточный стержневой сердечник сечением 2-4 см2. Вторичную обмотку можно намотать проводом 0,15-0,2 мм 1000-1500 витков, а первичную — монтажным проводом подходящего сечения. Резисторы R1…R3 нужно установить конкретно на движке, залив их битумом для защиты от воды.

Литература 1. Коломейцев К. Защита электродвигателя от работы на 2-ух фазах //Радиолюбитель.- 1999.-№ 1.-С.29.

Жердев А. Р.

«ЭЛЕКТРИК» (Радиоаматор-Электрик)